Capital Pictures / Scanpix / LETA
истории

«Оскар» объявил номинантов  Главную новость для российской публики вы и так знаете (ищите по словам «Юра Борисов»). Остальной мир восхищается триумфом «Эмилии Перес»

Источник: Meduza

В Лос-Анджелесе объявили претендентов на 97-ю премию Американской киноакадемии «Оскар». Кинокритик Антон Долин рассказывает о главных конкурентах этой гонки — и о том, как на выбор академии повлияла забастовка сценаристов.


Главная сенсация для всех говорящих по-русски, конечно, в беспрецедентной оскаровской номинации для Юры Борисова за роль трогательного гопника Игоря в «Аноре».

Вряд ли это можно зачесть как победу «русского кино», кто бы чего ни говорил. Но в список персональных творческих побед российского актера — вдобавок к ролям (на самом деле главным, а не второстепенным) в фильмах — победителях каннских Гран-при и «Золотой пальмовой ветви», а также номинации на «Золотой глобус» — отныне добавилась почти высшая из возможных заслуг. Осталось только этот самый «Оскар» получить.

Юра Борисов в фильме «Анора»

Landmark Media / Alamy / Vida Press

Конкуренция, кстати, серьезная. Самым опасным соперником следует считать Кирана Калкина, великолепно трогательного и смешного в «Настоящей боли». «Золотой глобус» он у Борисова уже увел. Однако такому конкуренту и проиграть не стыдно, а выиграть у него было бы и вовсе ошеломляюще. 

Для остального мира, особенно для испаноязычной его части, куда поразительнее первая в истории премии номинация для трансперсоны, актрисы Карлы Софии Гаскон — за заглавную роль в оригинальном мюзикле Жака Одиара «Эмилия Перес». Фильм пока лидирует и в общем зачете, у него 13 номинаций. Это невероятный результат как для француза Жака Одиара, так и для Netflix, где вышла эта мультижанровая картина, уже получившая четыре «Золотых глобуса» (в том числе за фильм года в номинации «Комедия или мюзикл»).

Академия выдвинула ее во всех основных категориях, включая сценарий, режиссуру, актерские работы (также для Зои Салданы) и, разумеется, песни. 

Трейлер фильма «Эмилия Перес»

Rotten Tomatoes Trailers

Из этого вовсе не следует, что «Эмилия Перес» непременно победит в категории «Лучший фильм года», хоть и имеет высокие шансы в качестве «Международного фильма».

У нее как минимум два конкурента-тяжеловеса. По 10 номинаций получили «Бруталист» Брэди Корбета (там тоже и самые главные категории, и победа на «Золотом глобусе» в качестве лучшей драмы) и «Злая» Джона Чу. С другой стороны, у экранизации бродвейского мюзикла нет упоминания за режиссуру, что сразу снижает ее шансы. Но в режиссерский список попали Джон Мэнголд за «Совершенного незнакомца» и Корали Фаржа за «Субстанцию»

Трейлер фильма «Бруталист»

A24

Кадр из фильма «Совершенный незнакомец»

20th Сentury Studios

Кадр из фильма «Субстанция»

Mubi

«Оскар» 2025 года несет отпечаток забастовки актеров и сценаристов, травмировавшей киноиндустрию, а также отмечен трагическими событиями последних недель — пожарами в Лос-Анджелесе и самом Голливуде. С этим рифмуется творческий кризис, отраженный в нехватке очевидных лидеров гонки: претенденты кажутся равными и в равной степени несовершенными.

К несбалансированной «Эмилии Перес», вымученно-многозначительному «Бруталисту» и легковесной, хоть и очаровательной «Злой» добавляется чрезвычайно ординарный «Совершенный незнакомец» — по сути, обыкновенный, хоть и тщательно сделанный музыкальный байопик (восемь номинаций). А также увлекательный, но испорченный анекдотической концовкой «Конклав» Эдварда Бергера (тоже восемь) — немецкого постановщика тоже не включили в режиссерскую номинацию.

Шон Бейкер за «Анору» эту номинацию получил, но сам фильм после неудачи на «Золотых глобусах» кажется скорее аутсайдером общей гонки. У него шесть номинаций, а у «Субстанции» всего пять. Тем не менее у Деми Мур высокие шансы наконец получить свой первый «Оскар». 

Трейлер фильма «Злая»

Universal Pictures

Чрезвычайно приятно осознавать, что академия оценила художественные таланты Дени Вильнева во второй «Дюне» (пять номинаций) и Роберта Эггерса в «Носферату» (четыре). Наоборот, обидно, что Николь Кидман за «Плохую девочку» и Маргарет Куолли за «Субстанцию» не заслужили даже упоминаний — хоть и заранее было ясно, что их шансы на победу невелики. 

Наконец, полное право ликовать имеют Украина и Латвия. Первая — из-за номинации «Фарфоровой войны», победителя прошлогоднего «Сандэнса», сделанного в соавторстве американским режиссером Бренданом Белломо и украинским художником Славой Леонтьевым.

Вторая — сразу из-за двух (!) номинаций, в «международной» и «анимационной» категориях, для «Flow» Гинтса Зилбалодиса. Этот апокалиптический мультфильм может проиграть более привычным для академиков претендентам — «Эмилии Перес» в первом случае, голливудским «Головоломке-2» и «Дикому роботу» во втором. Но даже в этом случае анимационная картина из Латвии останется сенсацией сезона: в метафорической и выразительной истории растерянных кота, пса, лемура и капибары, плывущих в одной лодке во время всемирного потопа, каждый без труда узнает себя. 

Антон Долин

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.